18 января 2011

Венецианская штукатурка

Источник: Группа компаний «Альта»

Термин «венецианская штукатурка» является буквальным переводом итальянского выражения «stucco veneziano». Cостав и технику ее нанесения изобрели еще в Древнем Риме. Мрамор тогда был одним из самых доступных строительных материалов. Его пилили, обтесывали, полировали. Естественно, оставалось много отходов в виде мраморной пыли. Ну и кто-то придумал (а кто именно, история умалчивает) пустить ее в дело. В результате появился бесшовный тонкослойный мрамор. У него даже оказались свои преимущества перед природным мрамором. Новый материал привлекал не только богатыми отделочными возможностями, но и технологичностью. Наносить его было непросто, но все же легче, чем обтесывать, полировать и перетаскивать полированные глыбы. Кроме того, некоторые поверхности нельзя было выложить мрамором, а тонкослойной штукатуркой можно. К тому же материал оказался чрезвычайно стойким к воздействиям температуры и влаги. Наверное, это его свойство сыграло не последнюю роль в том, что спустя несколько тысяч лет, в эпоху Возрождения, материал получил особое признание в Венеции.

Интересно, что точная технология изготовления венецианской штукатурки дошла в неизменном виде до наших дней. Пропорции могут быть разными, но основные компоненты неизменны. Это, во-первых, пыль – мраморная, гранитная, кварцевая, известковая, малахитовая, оникса и других ценных сортов камня. Очень важна степень помола – чем мельче пыль, тем тоньше рисунок, чем крупнее – тем ближе к фактуре тесаного камня. Второй компонент – связующее вещество, в традиционных «венецианках» это гашеная известь. При смешении одного с другим получается густая сметанообразная смесь – собственно штукатурка. И третье – пигменты. Исторически использовались только растительные красители, а сейчас применяются как органические, так и неорганические. Вообще, продуктов, имеющих в своем составе чисто минеральные компоненты, почти и нет – они все имеют тот или иной процент акрилового связующего. Поэтому венецианскими штукатурками называют покрытия как с преобладающим количеством известкового связующего, так и на основе чисто акрилового связующего. Отличить их по виду практически невозможно. Есть даже мнение, что синтетические более технологичны, а после нанесения образуют более эластичное, устойчивое к трещинам покрытие. Однако специалисты утверждают, что только истинная венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора – неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает причудливая вязь прожилок.

Традиционная венецианская штукатурка – это не только строго определенный состав, но и сложная техника нанесения. Чтобы исключить трещины, штукатурку наносят только на тщательно подготовленное основание. Сначала поверхность, как правило, армируется для прочности крупноячеистыми или мелкоячеистыми сетками, затем обрабатывают эластичной шпатлевкой. Затем в большинстве случаев поверхность грунтуется грунтом глубокого проникновения, что обеспечивает сцепляемость штукатурки с основанием и дает гарантию того, что она не отвалится. В итоге основание должно получиться максимально гладким, однотонным и неабсорбирующим. При недостаточно качественной подготовке основания на поверхности могут появиться трещины, которые не подлежат ремонту, да и вообще реставрация – сложный и трудный процесс. После подготовки начинается самое главное.

Суть технологии заключается в нанесении нескольких тончайших слоев покрытия, состоящих из хаотически расположенных пятен материала. Техника их нанесения должна быть такой, чтобы создать изменение тона в пятне (цветовую растяжку). Сочетание множества таких пятен и их слоев и создает иллюзию глубины рисунка природного материала. Покрытие всегда состоит из нескольких полупрозрачных слоев. Их количество варьируется от 2 до 10 – чем больше, тем заметнее свечение штукатурки. Этот оптический эффект создается благодаря световым лучам, отражающимся в зависимости от угла падения на разной глубине покрытия. Именно глубинное свечение создает впечатление полированного мрамора. Во-вторых техника нанесения обязательно предполагает заглаживание (запрессовывание) каждого слоя вручную шпателем, теркой, полутерком. Каждый слой выглаживается до получения совершенно ровной, гладкой и глянцевой поверхности. Причем многослойный «сандвич» из мраморной пыли, связующего и красителей нужно спрессовать до толщины около 1 мм. Мастеру приходится тратить до 50 минут на работу всего с 1 кв. метром одного слоя. Усилия при этом прикладываются такие, что инструмент и стена нагреваются. Под действием тепла, выделяющегося в результате трения инструмента о материал, происходит полимеризации – на поверхности образуется прочная тонкая корочка, блестящая или матовая в зависимости от состава покрытия.

Штукатур должен обладать талантом художника. Мазки наносят несимметрично и с промежутками, но уже работая над первым слоем, мастер должен представлять себе, каким будет конечный результат. Традиционное покрытие выполняется в одном цвете, хотя возможно и создание многоцветного покрытия, любые колористические решения – контрастные цвета, пятна, геометрические узоры, эффект «полета бабочки», налет патины, золотистый блеск и многое другое. А некоторые техники по силам выполнить только профессиональным художникам, например, классическую фресковую роспись. Венецианская штукатурка позволяет современным художникам и дизайнерам работать в технике фрески, создавать декоративные панно – подлинные произведения искусства. Роспись делается по влажному последнему слою специальными пигментами, который проникает во все ранее нанесенные слои, после чего никогда не стирается, не выгорает и приобретает все свойства покрытия.

После высыхания стену покрывают натуральным пчелиным воском – он усиливает блеск покрытия и дает ощущение оптической иллюзии. Тонкая прозрачная пленка меняет угол преломления светового луча, и кажется, что стена не плоская, а как бы уходит в некую глубину. Кроме того вощение придает покрытию дополнительную влагостойкость. Известно множество примеров успешного применения «венецианки» в ванных комнатах и бассейнах. Впрочем, есть венецианское покрытие, на которое воск наносить не нужно: все необходимые компоненты эта штукатурка уже содержит.

Декоративную штукатурку наносят на поверхность практически из любого материала, способного нести нагрузку. Получаем покрытие достаточно твердое, прочное и долговечное, причем со временем оно становится еще тверже. Но только на качественно подготовленном основании. Несовместим этот материал только с деревом и металлом – трещины неизбежны.

Классическая венецианская штукатурка – дорогое элитное покрытие, большая часть стоимости которого – это работа. Цена материалов без учета работы обойдется в $5-10 за кв. м. Процесс нанесения – где-то в районе $20 за кв. м. А в случае фресковых росписей стен нужно заплатить от $200 до 400 за кв. м.

В настоящее время на рынке представлено множество имитаций венецианской штукатурки. Это, как правило, покрытия на акриловой и дисперсионной основе, «косят» под мрамор даже обычные отделочные краски. Но у этих эрзац-штукатурок есть собственные достоинства, они могут быть даже более прочными, чем штукатурки на минеральной основе. Легко отмываются от грязи, более устойчивы к воздействию ультрафиолета. У них симпатичный внешний вид и широкая цветовая гамма. Для их нанесения не требуется множеств слоев и трудоемкого заглаживания. А самое главное – они дешевле.

Описывать отделочные материалы сложно потому, что никакие слова порой не способны передать красоту материала. Да что слова, даже самая удачная фотография не всегда отражает фактурные особенности, отделочные возможности. При случае приглядитесь к «венецианке»: за мраморным блеском и глубинным свечением проступает дыхание старины, благородство классики, красота эпохи Возрождения.

Twitter ВКонтакте
Яндекс.Метрика