21 февраля 2013, компания: ЦНИИФ (Санкт-Петербург)

Цена на фанеру отстает от инфляции

Строительство, ремонт, монтаж

Дорожает все: продовольствие, энергоносители, услуги транспортных компаний и монополий. Но рост цен на фанеру с 2007 по 2012 год составил всего 5,7%* в среднем в год. При этом среднегодовой показатель инфляции в течение последних 6 лет находился на уровне 9,3%*. Таким образом, инфляция опережает рост цен на фанеру. Разберемся, как такое возможно и долго ли продлится этот «рай» для потребителей?

 

Наибольшую долю в себестоимости фанеры занимают затраты на сырье для производства шпона – фанерный кряж (40-50%**). Цена его растет на 7-10%** ежегодно, в зависимости от региона и типа сырья. Динамика себестоимости фанеры находится в прямой зависимости от стоимости фанкряжа.

 

«Среди прочих объективных и экономических причин (тарифы, горюче-смазочные материалы и т.д.) рост цен на фанкряж обусловлен сокращением доступных запасов лесных ресурсов. Спрос на сырье растет, при этом внимания к уходу за лесом и формированию насаждений со стороны арендаторов недостаточно», – говорит руководитель пресс-службы Рослесхоза Владимир Дмитриев.


На втором месте по значимости (15-20%** в себестоимости) – фонд оплаты труда. Среднегодовая инфляции заработной платы в России находится на уровне 13,9%*. «Несмотря на то, что темпы роста зарплаты работников фанерных комбинатов опережают инфляцию, объективно уровень оплаты труда остается низким. На многих предприятиях рабочие получают на порядок ниже дохода сотрудников аналогичных производств в Европе. При этом отечественная продукция успешно конкурирует со шведской и финской фанерой на мировых рынках, – отмечает Олег Гуторенко, председатель Профсоюза работников лесных отраслей. – Мы рассчитываем на дальнейшее увеличение заработной платы фанерщиков до уровня, соответствующего представлениям об оплате квалифицированного труда».

 

Влияние на себестоимость продукта оказывают тарифы естественных монополий. Газ за последние 6 лет подорожал почти на 100%, электричество – на 93%*. Таким образом, затраты на фонд оплаты труда и энергоносители растут опережающими темпами. При этом цены на фанерную продукцию являются всегда догоняющими: тарифы естественных монополий пересматриваются с января, а цены на фанеру – во время строительного сезона.  Что происходит с балансом спроса и предложения фанеры, ведь именно этот баланс формирует цену на конкурентном рынке? «Меняющийся сезонный спрос, национальные проекты, вновь вводимые мощности – все это определяет текущую ситуацию на рынке фанеры, – говорит Павел Корчагин, генеральный директор „Юнайтед Панел Груп”. – В 2011 году было восстановление, и фактически промышленность немного превысила объемы производства докризисного уровня, в 2012 г. загрузка мощностей приблизилась к максимальной. Причем почти 45% прироста приходится на комбинаты группы „СВЕЗА”, где была проведена модернизация. Объемы остальных производителей менялись незначительно, новые заводы не запускались. Если ожидаемый рост потребления в 3,5-4% подтвердится, при увеличении производства на 2-3%, можно предположить, что с началом сезона 2013 года рост цен будет идти более быстрыми темпами, чем в 2012 г.».

 

Соответственно, можно сделать вывод о том, что на рынке сложилась ситуация отложенного подорожания фанеры: за шесть лет накоплен рост затрат, не скомпенсированный ростом цен. И на фоне растущего спроса производители вынуждены будут передать бремя издержек потребителям.

 

© Материал подготовлен специалистами OOO «ЦНИИФ»

Источники:

*Данные Росстата за 2007-2012 гг.

**Производители фанеры

 

Twitter ВКонтакте
Яндекс.Метрика